Да, да! Я знала, я знала, что как всегда не сдержу обещания все скурпулезно записывать! По приезде домой обнаружилось, что про Москву, например, мало что помню, и мимолетная запись с планом помогла вспомнить Царицыно. Хотя там было так красиво, что даже удивительно, как оно могло выпасть из памяти. Все перекрыл Петербург Но мы вернулись все же и оттуда, и у меня как всегда много нытья по этому поводу.
Мне еще до начала практики было очень интересно, какой окажется Москва, когда я попаду в нее одна, то есть, без родителей. С ними я была там уже раз пять, каждый раз открывая что-то новое, всегда интересное. Этот город - большой сундук или даже, ну не знаю, секретер или комод, в котором множество ящичков, некоторые со своими отдельными ключиками. Интересно все. Спасибо за это тысячелетней истории и скоплению огромных денег, так как этот факт тоже нельзя не учитывать. Контрасты захватывают дух. Ломание своих стереотипов тоже. Так или иначе, все дышит и несется вперед, и определенно к месту большая суета, которая многим не понравилась, но мне было очень приятно вливаться в нее. Ценнее были моменты спокойствия, а на другое утро хотелось бежать дальше. И хотя в этот раз я увидела меньше, чем тогда, когда была в городе с папой и мамой, по чувствам это ничуть не хуже.
Если вам еще не надоелоХотя.. вот зачем я говорю, что меньше? В первый же день мы были в Третьяковке на Крымском валу, где собрано современное искусство. Здание поразило своими размерами - я поняла, что мой идеал это небоскреб, положенный на бок. Оно примерно так и выглядит, только облицовано камнем, а не стеклом. Мы очень долго осматривали экспозицию, хотя экскурсовод останавливалась максимум у двух картин в одном зале. Вернее, в начале занятия она рассказывала обо всех, а потом уже начала нас гонять. Только сейчас понимаю, что рассказее был очень интересен, а тогда хотелось остаться один на один с картинами в тишине и рассматривать их без спешки. Это неописуемо, правда. Помимо искусства XX - XXI мы еще попали на временную экспозицию "Русь Святая", которая после кубизма, экспрессионизма, соц-арта, поп-арта воспринималась трудно и нейтрально, по крайней мере, у меня. Обрадовала только хорошая сохранность после стольких испытаний за столетия. Опосле вчетвером мы поехали на Поклонную гору, где оказывается одна из самых глубоких станций метро, где к нам подошел странный молодой человек и спросил где находится Болотная площадь и что такое Кремль. Там, где не видно стеклянных новостроек, очень хорошо себя чувствуешь.
На другой день сели на поезд и поехали в Абрамцево. Проехали мимо чудесных станций под названием "Правда", "Заветы Ильича", "Лось". До поместья еще долго шли пешком. Создалось впечатление, что Абрамцево - нетуристическое место, очень тихое и несколько закомплексованное оттого, что в относительной близости находятся шикарные дома миллион(ард)еров. Но в нем точно есть то, чего нет в этих роскошмых апартаментах - культура, наследственная. Две семьи владели Абрамцевым - сначала Аксаковы (вспомните сказку "Аленький цветочек", например), а потом Мамонтовы. Последние были очень богаты, но атмосферу дома сохранили, к тому же они сами были меценатами, не лишенными вкуса. Мне очень понравились карандашные наброски членов семьи Аксаковых, сделанные одной из дочерек, очаровательные и простые. И резной теремок. И акварели. И скамья Врубеля, которую огородили стеклом, но сумасшедшие туристы все равно умудрились набросать на нее монет. У меня не осталось в голове точных фактов, надо было все записывать, конечно. Однако ж чувство умиротворения хорошо помню до сих пор. Из Абрамцево к станции пробирались через замечательные полуоблагороженные лесные дорожки, скосив целый угол от нашего предыдущего маршрута. В городе перекусили (в этом месте у меня случился эпик фэйл с деньгами по собственной рассеянности, причем я еще чуть не заставила больше заплатить за еду и свою одногруппницу, но она убереглась. А потом пицца оказалась древнеримской, а салат Цезарь - салатом Брутом. Кола была Колой, слава Америке). И поехали на Винзавод, опять вчетвером, только немного в другом составе. Так как было воскресенье, большинство выставочных площадок не работало, но мы все равно прочувствовали это место. Посмотрели выставку фотографий, залезли в погреба, зашли в книжмые, в киноклуб, и чуть не прбрались на еще одну выставку через окно.
В понедельник по плану ходили в Спасо-Андрониковский монастырь, где находится музей им. Андрея Рублева. Там очень хорошо оформлена экспозиция, а еще с нами была экскурсовод №1, которая не только рассказывала прекрасно, но и интересовалась нашим самочувствием, "общалась с залом" и вообще оказалась прекрасной. Потом перебрались в "Гараж". Тут сработал эффект первого дня Третьяковки, суперсовременное искусство резало глаз. Буквально причем, световые инсталляции, если долго находиться рядом или внутри, вызывают очень неприятные ощущения в глазах и головную боль. Поотом псле фразы экскурсовода о том, что смысл их выставки в том, чтобы постители не смотрели на картины, а общались друг с другом, я смотрела только в пол и разговаривала сама с собой. На стенах же висели с одной стороны - картины африканских художников, с другой - японских, сочетание несочетаемого. А еще девочки видели Олешко. Удалось поиграть там же в настольный теннис. И это мне урок, если играла хорошо 4 года назад, то сейчас не думай, что играешь также без тренировок, не позорься. Вечером гуляли в Царицыно, кажется, это самое чудесное место в Москве.
На следующий день утром поехали в центр, позавтракали и пошли в ГМИИ. Про занятие рассказыватъ не хочется как-то. Экскурсовод только недавно начала работать в музее, видимо предыдущая ее специальность была связана с детьми, иногда она говорила что-то простое, спрашивала "Вы понимаете", а слышала в ответ: "Мы искусствоведы!, а потом забывала и снова спрашивала. Но все равно она хорошо знала то, о чем рассказывала. Я увидела любимую в детстве картину "Старая кокетка". В перерыве между экскурсиями сходили на временную выставку "Dior". Ыыы... Я, как человек, надевающий платья только за деньги по праздникам, чуствовала себя как женщины в зале варьете в "Мастере и Маргарите", когда смотрели на ту первую даму, которую переодели Воланд, Коровьев и Бегемот. После этого началась вторая часть занятия, в музее искусства стран Европы и Америки. Опять расскажу про экскурсовода. Это была экспрессивная женщина Нина, которая в самом мачале замкнула на себе все внимание и не отпускала его целых три часа. Мы входили в зал, она говорила, что покажет только одну картину, подбегала к ней, а потом перебегала по очереди ко всем остальным картинам. Это повторялось во 26 залах. Когда мы вышли на улицу, я поняла, что замерзла до кончиков пальцев. Про музей... сходите в него, непременно сходите! День закончился в кафе и лавке Артемия Лебедева. Причем перед этим я случайно, следуя за двумя одногруппниками, попала в монастырь, название которого уже не помню, и узнала про Святую Матрену. И мы, тоже совершенно случайно, попали в метро в людскую пробку. Зато кафе потом стало каким-то обетованным местом.
Утром последнего дня мы выехали из хостела, оставили чемоданы в камере хранения на вокзале и поехали в Третьяковку. В ней бегали галопом "по европам", снова была очень хороша рассказчица, не сказавшая ничего лишнего. И она много рассказала про самую-самую любимую картину: "Явление Христа народу". Лучше и быть не может. После Третьяковки тем же галопом доскакали до Останкино, переждав дождь и проскакав по ВДНХ под монорельсом. Там долго ходили и много слушали, я испытала острое чувство стыда, так как эта усадьба входила в мою курсовую, и я написала про нее мало. К сожалению, бонус "железные ноги", который был у меня большую часть Москвы, закончился, и хотелось сесть прямо на старый драгоценный паркет. сняв со ступней тяжесть. В Останкино конечно, полно стульев, но их сиденья перетянуты веревочкой. Впечатление от усадьбы более бодрое, чем от Абрамцево, но ужасно, что на реставрацию нет денег. Лучше бы какой-нибудь олигарх лишнюю яхту себе не купил. что ли. Обратный путь до метро проделали на монорельсе, в котором была духота. Ехали нат свалками и гаражами, поэтому не очень понравилось. Хотя, если бы проект был закончен, и на монорельсе можно было объехать весь город, это было бы невероятно прекрасно.
В общем, так прошел наш московский забег. Было полно сил, энергии и воодушевления, которые вместе с хорошей погодой сделали чудеса. А также спасибо родителям, что я все детство ездила с ними везде и научилась переносить марш-броски и длинные экскурсии без нытья. Спасибо за привычки искать самостоятельно впечатления и искать у находить хорошее там, где его не всегда сразу видно. Выбесилась я только 1 раз от фразы "На это и дома можно посмотреть", которая была произнесена в третий раз за день. Но так было всего один раз за всю практику.Про Питер я, наверное, буду писать следующей ночью.